Схема работы с боковым освещением и ещё немного об отражателях

Прежде всего, хочу ещё раз сказать, что я и многие мои жж друзья снимаем только при естественном освещении (за очень редким исключением). Во-первых, у многих из нас просто нет ни возможности, ни желания тратить много денег на системы искусственного освещения, а во-вторых, результат от работы с естественным освещением нравится нам гораздо больше! Естественные цвета и блики света, доступность и потрясающие возможности, особенно, если научиться всем этим грамотно управлять.

Автор Надежда a-krol-cookbook.

Использование естественного освещения означает, что при съёмке используется только натуральный солнечный свет (он есть, даже если на улице пасмурно), а всякие светильники, лампы, люстры и прочие осветительные приборы – выключены. Разумеется, сейчас у многих проблемы с этим самым солнечным светом, светлеет поздно, темнеет очень рано и многим, особенно, если вы работаете, так же, как и я, для съёмок остаются только выходные, и то, в основном, это промежуток с утра и до 3х-4х часов. Но даже этот скудный и неяркий свет вполне можно использовать с пользой для дела:) Более того, я, например, предпочитаю для съёмок именно пасмурную погоду, т.к. наличие облаков даёт замечательный мягкий, рассеянный свет, что, как правило, хорошо сказывается на качестве фотографий.
Тут я хочу сказать, что ни в коей мере не причисляю себя к профессионалам, вовсе нет, более того, я сама только недавно начала увлекаться food-фотографией. И то, о чём я хочу рассказать вам в этом уроке – всего лишь основы управления светом, которые, возможно, со временем позволят вам достичь чего-то большего в фотографии.

Итак, как же можно управлять светом?

Естественное освещение, несмотря на кажущуюся простоту, позволяет использовать множество схем освещения.
Сегодня я бы хотела рассказать о боковом освещении. Такую схему хорошо использовать, когда вы фотографируете, скажем, овощи или фрукты и хотите блики на их боках, а также, когда вы фотографируете что-то жидкое (в контровом свете жидкости не всегда выглядят удачно).

Представим, что перед нами стол, на котором находится фотографируемый объект, а справа от стола – окно.
Вот как будет выглядеть наш объект, если сфотографировать его в этом положении.

Неплохо, конечно, но мне, лично, не очень нравятся тени слева. Попробуем от них избавиться. Но как?
Мы уже знаем, что главный спаситель от теней – это отражатель. Можно купить специальные отражатели, которые сейчас продаются в различных вариантах, по одной штуке и комплектами и, кстати говоря, стоят не так уж дорого. А можно воспользоваться листом плотной белой бумаги или фольги. Я предпочитаю последний вариант, просто беру рулон фольги, отматываю нужную длину, ставлю на стол и подпираю с другой стороны подручными средствами: бутылками, пачками с молоком, вазами, в общем, любой парой предметов, которая попадёт под руку.
Вот такая картинка получается если слева от объекта разместить отражатель.

Согласитесь, уже лучше? :)
В принципе, на этом можно и остановиться, но если в ваших планах сделать тени ещё меньше, можно, оставив отражатель слева, поставить ещё один сзади.
Вот так:

фудфотография

Теперь тень стала заметна ещё меньше :) Но будьте осторожны, использование второго отражателя сзади может дать некрасивые блики на жидкостях и супах.

Ну вот, наш маленький урок подходит к концу, осталось лишь прояснить ещё один момент. В подписях на картинках вы наверняка заметили слова о коррекции экспозиции. Уверена, среди вас немало людей, которые очень хорошо себе представляют, что это такое, и даже используют на практике, но я пожалуй, напишу пару слов на эту тему, чтобы уж точно не осталось непоняток))
Как известно, автоматике свойственно ошибаться, что, собственно, и произойдёт в случае, если сфотографировать высококонтрастную область, например, такую, как наш кекс, в лучах света от отражателей. На картинке присутствуют и тени, и хорошо освещённые участки, а экспонометр камеры, чаще всего, усредняет данные об условиях освещения, в результате чего, на фотографии сюжетно важная часть снимка может получиться недостаточно освещённой. На следующей картинке можно наглядно увидеть, как повлияет положительная коррекция экспозиции на снимок.

фудфотография

Я, как правило, делаю серию снимков с различной коррекцией, а потом выбираю тот, который мне больше подходит.
Так как возможности камеры позволяют, обычно я снимаю в режиме raw+jpeg, а потом обрабатываю снимки в raw-конвертере, добавляя света, корректируя баланс белого и прочие необходимые параметры.