Безусловно, больше всего с пищей как объектом не только пополнения запаса калорий, но и эстетического наслаждения, являются праздники и другие торжественные мероприятия с застольями. Хотя еда является не самым главным, что нас объединяет, но всё-таки мы собираемся и для того, чтобы вкусно и красиво поесть, и именно она составляет главную часть празднования.
Для многих людей вполне естественно фотографировать праздник, к которому они готовились. Позже эти фотографии напомнят об их стараниях во время подготовки трапезы и о приятных моментах, проведенных с лучшими друзьями за праздничным столом. Однако в большинстве случаев снимки, сделанные в спешке, нуждаются в комментариях вроде «Ну, здесь на фото это смотрится не так великолепно, но на самом деле это было грандиозно».
По словам фотографа из Нью-Йорка Лу Манна, если вы приложите немного усилий для овладения техникой и возьмете на заметку пару советов, как наилучшим образом снять самые изысканные блюда, ваши фотографии буду выглядеть аппетитно и намного выразительнее, чем вы можете себе представить.
Хотя Манна имеет большой опыт съемки фото разнообразной тематики в течение его активной карьеры, он стал известен благодаря своим кулинарным фотографиям. Манна овладел множеством мельчайших нюансов в решающих моментах освещения для наиболее выразительных фуд-снимков. Доказательством его таланта стали фотографии в более чем 40 поваренных книгах и регулярное сотрудничество с крупными компаниями пищевой промышленности, такими как Betty Crocker, Kraft, Welch’s, Kellogg’s и Grey Poupon и десятками других.
«Если вы научитесь правильно настраивать освещение при работе с пищей, вы сможете настраивать свет, снимая всё, что угодно» - утверждает Манна.
Мастер уверен, что ничто на свете не имеет такого поразительного разнообразия текстур. Еда обладает наиболее сложной поверхностью и формами, в отличие от моды, где, по сути, вы просто имеете дело с оттенками плоти и ткани.
Лу Манна вырос в итальянском квартале Бруклина, и еда была всегда неотъемлемой частью его семьи и социального окружения. По его словам, пища начала играть важную роль в его профессиональной жизни, когда он начал работать фотографом в New York Times главным образом имея дело с очерками.
«Меня внезапно вызвали домой к Крейгу Клейборну и Пьеру Франи» - вспоминает Манна. Клейборн был один из наиболее читаемых ресторанных критиков и бывшим редактором New York Times. Франи – знаменитым французским шеф-поваром и автором рубрики «60 минут Гурмана» в Times. В те времена это был прочный тандем и два наиболее значимых имени в фуд-индустрии. «Я воспользовался возможностью работать с этими гуру и, как оказалось, извлек из этого максимум пользы для себя» - говорит Манна.
Манна сумел довести любое поверхностное изображение до совершенства. Он говорит, что его работы все чаще и чаще его работы приближались к идеалу. Поэтому фотографа постоянно приглашали в рестораны и дома высококлассных шеф-поваров.
Он проработал в Times 15 лет, прежде чем открыл свою собственную студию на 5-й Авеню в Манхеттене. Манна не приходится бездельничать, и он востребован, как никакой другой студийный фотограф, но ему уже не стоит беспокоиться о том, что работу необходимо завершить в пять вечера, о чем всегда приходилось помнить, работая в Times.
Манна постоянно делится секретами с начинающими фуд-фотографами. На эту тему он даже написал книгу «Цифровая фуд-фотография». «Фуд-фотосъемка намного сложнее, чем другие виды фотографирования, но, учитывая все преимущества работы с цифровой техникой, намного проще преодолеть основные трудности в обучении» - утверждает он.
Манна стал первопроходцем в цифровой фотосъемке. Он купил свою первую цифровую фотокамеру в 1995 году, это была 1-мегапиксельная Nikon E-2 за 15 тысяч долларов. Пока весь мир ждал нового тысячелетия, чтобы полностью перейти на цифровую съемку, Манна сделал это еще в 1998 году, отдав предпочтение системе Olympus, и его первой фотокамерой из этой серии стала 4-мегапиксельная модель Olympus E-1. C тех пор Манна работает только с Olympus и является одним из 17 фотографов-участников специальной программы Olympus Visionary.
В настоящее время Лу Манна снимает фотокамерой Olympus E-3, подключенной к телевизору для того, чтобы сразу видеть снимок, и рекомендует фотографам-любителям найти небольшой телевизор и снимать таким же образом.
Формируем аппетитную композицию
На самом деле, работа начинается с приготовления пищи. Манна практически всегда работает с профессиональными фуд-стилистами. Тем, у кого нет возможности воспользоваться помощью профессионала, Манна рекомендует иметь дело с теми, кто хорошо разбирается в приготовлении пищи. И, конечно же, соблюдать основные принципы.
«Первое правило заключается в том, чтобы не доводить блюдо до полной готовности. Многие люди готовят еду, как будто они собираются съесть ее» - говорит Манна. «Работая с фуд-фотографией, мы ничего не доводим до готовности».
Желательно добавить немного соуса или масла в еду. Масло - для блеска и сияния, а соус добавит цвет и тон.
Лу Манна утверждает, что текстура пищи имеет основное значение. Сваренные до готовности макароны слипаются, сглаживаются и выглядят мягкими. Полностью приготовленная брокколи теряет свою структуру и свой ярко-зеленый цвет. Индейка или курица выглядят слишком сморщенными.
Также важно использовать различные технологии приготовления различных ингредиентов на тарелке. По словам Манна, что если, например, все продукты будут жареными «пища будет выглядеть слишком однородно, словно приготовленная в микроволновой печи».
«Приготовьте лосось на гриле, отварите брокколи так, чтобы она не потеряла свой зеленый цвет, затем обжарьте картофель, чтобы он приобрел маслянистость и различную текстуру на фоне всего остального» - говорит фотограф.
Манна уверен, что стоит подбирать продукты, которые гармонично дополнят друг друга, и не будут слишком контрастировать между собой. Например, если на вашей тарелке фасоль и спаржа, однако можно поэкспериментировать с контрастными сочетаниями, такими как стручковая фасоль и морковь, спаржа и цветная капуста.
«Вряд ли можно всего лишь взглянув на рецепт сделать вывод: «О, это будет очень вкусно!». Точно так же обстоит дело с хорошим снимком: нельзя предположить, насколько будет удачной та или иная комбинация».
Руководствуйтесь тем же принципом, выбирая тарелку. Например, фотография кекса могла бы выглядеть намного интереснее на квадратной тарелке, чем на круглой. Постарайтесь скомбинировать ингредиенты таким образом, чтобы максимально передать настроение и стиль того или иного блюда или композиции. Мы подчеркиваем простоту, элегантность, актуальность или же просто формируем композицию на бумажных тарелках.
Еще один важный момент, о котором следует помнить, это то, что тарелка должна быть идеально чистой, без следов жира или отпечатков пальцев. Вам понадобятся салфетки, ватные палочки, чтобы композиция выглядела аккуратно. Для того чтобы уложить спаржу воспользуйтесь пинцетом. Старайтесь избегать беспорядка, как на вашей тарелке, так и вокруг нее, чтобы не испортить кадр.
Освещение.
Любая подготовка будет напрасной, если у вас не предусмотрено хорошее освещение. Манна уверенно заявляет, что прямой свет лишит изображение его глубины. «Секрет любой фотографии, не обязательно кулинарной, заключается в том, что свет не должен падать прямо. Никогда не пользуйтесь вспышкой камеры. Это будет самая большая ошибка. Даже если у вас нет возможности использовать студийное освещение, - комментирует Манна, - всё равно вы можете добиться превосходного эффекта, установив лишь несколько настольных ламп в определенных местах. В целом, будь то вспышка или настольная лампа, окно или любой другой источник света, мой совет – расположите его слева» - рекомендует Манна, добавляя, что он располагает источники света под углом почти 90 градусов: вообще то, мы читаем слева направо и наиболее приемлемым для нашего зрения будет именно такой визуальный прием».
Схема расположения источников света для снимка пирожного
Манна также использует зеркала – у него даже имеется свой собственный комплект зеркал, чтобы добавить «зеркальные акценты» пище. «Зеркальные акценты» - термин, который Манна использует для описания небольших, круглых участков света, которые способны «заставить композицию блестеть и сиять, как драгоценный камень».
Также фотограф отмечает важность рассеивания света для смягчения его воздействия на объект съемки. В домашних условиях, фотографы-любители могут использовать слои вощеной бумаги, чтобы рассеять свет от настольной лампы. В качестве примера Манна приводит фотографию пирожного со взбитыми сливками. «С таким уровнем контраста, если вы просто осветите объект без использования рассеивателя, белый цвет будет передержан, а черный недодержан» - объясняет профессионал.
Пирожное освещено по принципу, приведенному выше
Вместо этого, он рекомендует рассеивать свет, который попадает на взбитые сливки так, чтобы раскрыть всю их структуру. А для того, чтобы выделить все детали пирожного, направить на него низкое освещение под углом.
Фотографируем индейку или курицу
Безусловно, если вынуть недожаренную индейку, полить ее соусом и утащить в вашу домашнюю фото-студию, то это никак не порадует шеф-повара праздника Дня Благодарения.
К счастью, Манна заявляет, что вполне можно добиться хороших снимков и полностью готовой еды. Самое главное - учесть пару моментов. Фотограф рекомендует запекать индейку на слабом огне и закрепить ее кожу с помощью канцелярских кнопок. Такой прием используются фуд-стилистами, чтобы придать индейке или курице быстрый эффект «подтяжки лица». Также Лу Манна советует пользоваться золотой отражатель для придания снимку теплоты.
В домашних условиях освещение можно убрать довольно быстро, тут же накрыть стол и насладиться едой с чувством удовлетворения, что вы сфотографировали праздничные блюда и сохранили приятные воспоминания.
Возможно в будущем, эти снимки будут напоминать вам о тех драгоценных мгновеньях, проведенных в кругу родных и близких вам людей.
Настройка освещения с помощью настольной лампы, лампы с изогнутой ножкой, вощеной бумаги, зеркал и алюминиевой фольги
Результат
Лу Манна удостоен награды Olympus Visionary. Работы этого фотографа востребованы в национальных рекламных кампаниях, крупных журналах и более чем сорока книгах. После работы в New York Times в период с 1975 по 1990, Манна открыл свою собственную студию на Пятой Авеню, где он работает с корпоративным и частными клиентами в области рекламы. Его фото отличаются изысканностью. У Манна прекрасное чувство стиля, цвета и композиции и врожденное ощущение красоты. Не так давно, Лу Манна издал свою первую книгу «Цифровая фуд-фотосъемка», которая является единственной книгой, посвященной исключительно технике кулинарной фотографии. В настоящее время профессионал проводит обучение фуд-фотографированию и проводит мастер-классы в своей студии.